EN

Безопасность

Безопасность движения пассажирских поездов АО «ФПК» — ключевой пункт деятельности Компании.

Распределение ответственности и управление

Вопросы внутреннего контроля за различными видами безопасности и их обеспечения на верхнем уровне управления АО «ФПК» возложены на различные подразделения аппарата управления.

Оперативное управление процессами, связанными с безопасностью движения поездов, осуществляется Управлением организации перевозок, Управлением обслуживания пассажиров и Управлением вагонного хозяйства.

Непрерывный мониторинг процесса осуществления пассажирских перевозок в дальнем следовании, своевременное реагирование на возникающие нестандартные ситуации, принятие мер по их ликвидации и восстановлению нормальной работы осуществляет Ситуационный центр, деятельность которого синхронизирована с Ситуационным центром мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД». Ситуационный центр работает в режиме реального времени.

Распределение ответственности по вопросам безопасности

Виды безопасности Ответственный орган
Внутренний контроль за безопасностью движения поездов Аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов, который находится в непосредственном ведении Генерального директора АО «ФПК»
Обеспечение промышленной, пожарной и экологической безопасности, обеспечение профессионального здоровья и безопасности труда Управление эксплуатации и развития объектов производства, отдел охраны труда, находящиеся в ведении заместителя Генерального директора, возглавляющего блок по развитию производства
Обеспечение транспортной безопасности Управление транспортной безопасности, находящееся в ведении заместителя Генерального директора, возглавляющего блок режима
Обеспечение корпоративной, экономической и информационной безопасности Управление корпоративной безопасности, находящееся в ведении заместителя Генерального директора, возглавляющего блок по корпоративной безопасности

Мониторинг

АО «ФПК» обеспечивает непрерывное улучшение состояния безопасности движения.

За четыре года работы Компании транспортных происшествий (крушений, аварий) по вине АО «ФПК» не допущено. Состояние АО «ФПК» в части поддержания уровня безопасности представлено нисходящей динамикой изменения числа событийСобытие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием, которое могло закончиться, но не закончилось транспортным происшествием., связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

За 2014 год за структурными подразделениями АО «ФПК» учтено 12 событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (на 7,6 % ниже уровня прошлого года).

За отчетный год по вине структурных подразделений АО «ФПК» допущено 100 отказов технических средств (на 34 % ниже уровня прошлого года).

В 2014 году на 1 % по сравнению с предыдущим годом увеличена доля вагонного парка, оборудованного системой контроля безопасности и связи пассажирского поезда.

В течение 2014 года более половины рейсов пассажирских поездов (53 %) сопровождались нарядами транспортной полиции и частными охранными организациями.

Количество зафиксированных правонарушений в поездах формирования АО «ФПК» в 2014 году снизилось на 12,6 % по сравнению с уровнем 2013 года.

Динамика количества отказов технических средств

Доля рабочего парка, оборудованного системой контроля безопасности и связи пассажирского поезда, %

Динамика количества событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

Профилактика

В 2014 году для предупреждения нарушений безопасности движения были реализованы следующие проекты:

  • разработаны и утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности 28 объек­тов транспортной инфраструктуры АО «ФПК» (17 пассажирских вагонных депо и 11 пассажирских вагонных участков), включенных в Комплекс­ную программу обеспечения безопасности населения на транспорте (распоряжение Правительства Российской Федерации № 2344-р от 11 декабря 2013 года);
  • организовано сопровождение международных пассажирских поездов иностранного формирования по территории Российской Федерации инструкторами поездных бригад (по безопасности) от пограничных железнодорожных пунктов пропуска до станции назначения и обратно. Результатом стало значительное снижение технических неисправностей внутреннего оборудования, электрооборудования и устройств пожаротушения в поездах Узбекистана, Таджикистана, Молдавии, Киргизии и Монголии;
  • осуществлено более 1 200 проверок обеспечения безопасности объектов Компании;
  • совместно с филиалом Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» и частными охранными предприятиями проведены мероприятия по усилению охраны объектов — 429 постов охраны и две специальные группы быстрого реагирования (вагонные депо и вагонные участки, парки станций);
  • во взаимодействии с ОВД на транспорте, региональными центрами безопасности ОАО «РЖД» и охранными подразделениями осуществлено три масштабных оперативно-профилактических мероприятия по всей сети железных дорог (с 21 по 30 апреля — «Подросток», с 25 августа по 3 сентября — «Дети и транспорт», с 15 по 25 сентября — «Дети России»);
  • обеспечена работоспособность инженерно-технических средств охраны объектов АО «ФПК», уровень неисправного оборудования снижен с 11 % в 2013 году до 6 % в 2014 году, общее количество видеокамер составило 1 392 единицы;
  • заключены договоры на поставку стационарных многозонных металлодетекторов «Дозор», портативных детекторов паров и следов взрывчатых веществ «М-ИОН», оконечного оборудования систем видеонаблюдения;
  • осуществлена поставка, монтаж и пусконаладочные работы системы контроля безопасности и связи пассажирского поезда на штабных вагонах в количестве 75 шт.;
  • реализован проект «Дооснащение депо до уровня технического регламента» (в том числе приобретение диагностического оборудования, направленного на повышении безопасности движения);
  • проведена закупка 300 цельнокатаных колесных пар нового поколения из стали марки «Л» производства Выксунского металлургического завода (ОАО «ВМЗ»). По результатам подконтрольной эксплуатации и заключений ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ») и ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ») колеса показали повышенную на 20 % износостойкость, сокращение расходов на ремонт и увеличение срока их эксплуатации;
  • 82 объекта АО «ФПК» оборудовано охранно-пожарной сигнализацией и устройствами автоматического пожаротушения (доля объектов, оснащенных системами пожарной автоматики в 2014 году составила 63 %, что на 6 % больше уровня 2013 года).

Целенаправленная работа Компании в 2014 году по обеспечению безопасности пассажиров, в том числе при их перевозке в пассажирских поездах, позволила не допустить случаев совершения актов незаконного вмешательства в деятельность пассажирского комплекса.

Промышленная безопасность

Вопросы внутреннего контроля за обеспечением промышленной безопасности возложены на Управление эксплуатации и развития объектов производства, находящийся в ведении заместителя Генерального директора, возглавляющего блок по развитию производства.

По состоянию на 1 января 2015 года в государственном реестре зарегистрировано 252 опасных производственных объектов АО «ФПК», на которых эксплуатируются 540 технических устройств.

В результате оптимизации производственных процессов в АО «ФПК» и выполнения требований Федерального законодательства по итогам 2014 года количество опасных производственных объектов сокращено с 286 до 252, количество технических устройств — с 572 до 540.

По итогам 2014 года произведена замена 26 технических устройств, в том числе: 15 воздухосборников, 5 грузоподъемных механизмов (кранов), 2 паровых котлов и 4 компрессорных установок.

Компанией в 2014 году реализована централизованная программа «Промышленная безопасность».

В рамках исполнения этой программы проведены обследования и экспертиза промышленной безопасности 222 грузоподъемных машин, 37 воздухосборников, 4 дымовых труб, 22 зданий, 57 единиц котельного оборудования, 147 подкрановых путей и 18 лифтов.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 4 марта 2013 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в МТУ Ростехнадзора проведена работа по перерегистрации в государственном реестре всех опасных производственных объектов, эксплуатируемых в АО «ФПК».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» расширено действие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов АО «ФПК» от 24 марта 2014 года № ВХ-01-007467. В отчетном году была лицензирована деятельность сети газопотребления РЭД вагонного участка Санкт-Петербург — Московский Северо-Западного филиала, газовых котельных вагонных депо Николаевка, Москва-3, Москва — Смоленская, Москва-Киевская Московского филиала, вагонных депо Новороссийск и Адлер Северо-Кавказского филиала.

В рамках повышения квалификации в 2014 году по областям промышленной безопасности проведено обучение и аттестация в Центральной аттестационной комиссии АО «ФПК» с помощью обучающей-контролирующей системы «ОЛИМПОКС» 18 руководителей и специалистов, членов аттестационных комиссий филиалов АО «ФПК».

Проведена работа по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте. В 2014 году случаев аварий и инцидентов на опасных производственных объектах АО «ФПК» не зарегистрировано.

В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Транспортной стратегией Российской Федерации, Федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации разработана Политика холдинга «РЖД» в области безопасности движения, предназначенная для достижения миссии холдинга «РЖД», сохранения и приумножения его ценностей.

Руководство холдинга «РЖД» подтверждает своими действиями приверженность принципу постоянного совершенствования результатов деятельности Компании в области безопасности движения. Руководители подразделений холдинга «РЖД», в том числе руководители АО «ФПК», несут ответственность за реализацию целей политики в области безопасности движения. Это подтверждается включением показателя безопасности движения в систему KPI АО «ФПК» как на общекорпоративном уровне, так и их включением в состав системы премирования руководителей и сотрудников.

В 2015 году в АО «ФПК» будут реализованы утвержденные Генеральным директором организационно-технические мероприятия по повышению уровня организации обеспечения бе­зопасности движения поездов и надежности работы технических средств в АО «ФПК», в том числе:

  • интеграция информационной системы «Базы данных Инциденты» АО «ФПК» с ресурсами Автоматизированной системы контроля подвижного состава ОАО «РЖД»;
  • модернизация автоматизированного комплекса контроля колесных пар «Пеленг-автомат» (17 единиц);
  • модернизация пассажирских вагонов в части соблюдения требований пожарной безопасности (при КР-2 и КВР).

Для обеспечения устойчивого и безопасного развития Компании в долгосрочном периоде реализуется Стратегия гарантированной безопасности надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД».