EN

Карта рисков

Карта рисков АО «ФПК»

Риск Описание риска Меры по минимизации риска
1. Рыночные риски
1.1. Снижение объема перевозок вследствие роста тарифов и снижения транспортной активности и покупательской способности

Предполагаемый в Стратегии рост тарифов (цен на билеты) на уровне выше инфляции, но ниже роста реальных располагаемых доходов населения, может привести к падению объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании.

Ухудшение состояния экономики: рост уровня инфляции и безработицы, снижение реальных располагаемых доходов населения может повлиять на снижения транспортной активности и покупательской способности населения.

Введение системы долгосрочного субсидирования.

Повышение качества услуг для обоснования роста стоимос­ти и снижения оттока на воздушный транспорт.

Применение динамического ценообразования.

Изменение цены с учетом эластичности спроса к цене и комфорту.

Применение различных маркетинговых инициатив: специальные тарифы на проезд в поездах дальнего следования внутригосударственного и международного сообщений.

1.2. Снижение объема перевозок в международном сообщении Обострение геополитической обстановки и усиление экономических санкций в отношении России может привести к падению объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании.
1.3. Изменение предпочтений пассажиров в выборе средств поездки в пользу альтернативных видов транспорта Изменение предпочтений пассажиров в пользу воздушного транспорта (снижение стоимости проезда авиационного транспорта за счет субсидирования региональных перевозок при государственной поддержке) или автобусов (в случае снижения доходов населения) может привести к падению объема перевозок поездами АО «ФПК».

Реализация конкурентной стратегии для удержания пассажиров и привлечения новых пассажиров с других видов транспорта.

Использование инновационного подвижного состава, в том числе:

• приобретение 50 единиц двухэтажных вагонов для организации курсирования двухэтажных поездов на наиболее нагруженных маршрутах, таких как Москва — Санкт-Петербург, а также утверждение дизайн-проекта двухэтажного вагона с местами для сидения;

• использование вагонов пассажирских спальных для международного сообщения габарита RIC модели в поездах Москва—Прага, Москва—Хельсинки, Москва—Варшава, Москва—Париж, Москва—Ницца.

Оптимизация расписания движения поездов, включая их ускорение.

2. Регуляторные риски
Повышение тарифов в регулируемом сегменте темпами, отличными от заложенных в Стратегии, без компенсации со стороны государства Для повышения ценовой доступности для населения железнодорожных перевозок в дальнем следовании государство может индексировать тарифы темпами, ниже заложенных в Стратегии. Снижения объема убыточных перевозок в случае недостаточности государственных субсидий.
3. Инвестиционные риски
3.1. Отсутствие инвестиционной составляющей в государственной поддержке на финансирование обновления подвижного состава Парк пассажирских вагонов в значительной степени изношен, при этом собственные источники инвестиций АО «ФПК» недостаточны. Это может привести к снижению качества и сокращению объема железнодорожных перевозок. Активная работа с исполнительными и представительными органами власти, бизнес- и экспертным сообществами по обоснованию необходимости государственной целевой поддержки для финансирования обновления подвижного состава.
3.2. Недостижение запланированных показателей эффективности инвестиционных проектов при реализации инвестиционной программы Несоблюдение сроков по осуществлению капитальных вложений и ввода в эксплуатацию объектов инвестиций, а также существенное изменение условий эксплуатации основного средства может привести к ухудшению ожидаемых показателей инвестиционных проектов. Применение подходов проектного управления на всех этапах реализации инвестиционных проектов.
4. Риски опережающего роста затрат
Опережающий рост цен поставщиков и затрат на обеспечение пассажирских перевозок в дальнем следовании выше роста тарифов на перевозки Опережающий рост цен поставщиков АО «ФПК», по сравнению с ростом тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании, создает риск снижения эффективности операционной деятельности АО «ФПК».

Долгосрочное планирование потребности в поставках.

Заключение взаимовыгодных долгосрочных контрактов с поставщиками.

5. Технические и технологические риски
5.1. Отставание технико-экономических и эксплуатационных характеристик пассажирского подвижного состава от мирового уровня Отставание технико-экономических и эксплуатационных характеристик пассажирского подвижного состава от мирового уровня создает риск снижения конкурентоспособности АО «ФПК», отставания от требуемого темпа снижения операционных затрат.

Разработка и реализация долгосрочной стратегии инновационного развития АО «ФПК».

Создание инфраструктуры и определение источников инновационного развития АО «ФПК».

Закупка современного подвижного состава, отвечающего мировому уровню.

5.2. Недостаточный темп внедрения инноваций в перевозочный процесс Недостаточный темп внедрения инноваций в перевозочный процесс не позволит реализовать потенциал современных технологий для повышения безопасности перевозок и качества обслуживания пассажиров. Внедрение новых технологий и доработка существующего программного обеспечения.
5.3. Нарушение безопасности

Возникновение событий, связанных с нарушением правил безопасности движения.

Возникновение отказов технических средств.

Внедрение системы менеджмента безопасности движения в АО «ФПК».

Анализ состояния безопасности движения, отказов технических средств.

Проведение технических ревизий и проверок организации обеспечения безопасности движения.

Проведение анализа работы средств неразрушающего контроля с разработкой мер по улучшению их работы.

Внедрение систем контроля безопасности и связи пассажирского поезда на штабных вагонах.

Проведение технических аудитов в ремонтных цехах структурных подразделений филиалов.

5.4. Пожарная безопасность Возникновение пожара на подвижном составе.

Проведение проверок соблюдения требований пожарной безопасности в поездах.

Модернизация пассажирских вагонов в части соблюдения требований пожарной безопасности.

Оборудование объектов АО «ФПК» охранно-пожарной сигнализацией и устройствами автоматического пожаротушения.

5.5. Экологическая безопасность Выбросы загрязняющих веществ.

Модернизация подвижного состава и инженерных сооружений структурных подразделений филиалов АО «ФПК».

Мероприятия по экономии и охране водных ресурсов, используемых для производственных нужд.

5.6. Инфраструктурные ограничения Невозможность составления наиболее удобного для пассажиров графика движения поездов дальнего следования, повышения их маршрутных скоростей поездов не позволит повысить конкурентные преимущества АО «ФПК» на коротких и средних маршрутах и создаст риск ухода пассажиров на альтернативные виды транспорта. Долгосрочное планирование развития железнодорожной инфраструктуры для пассажирского движения совместно с ОАО «РЖД».
5.7. Угроза террористических актов Угроза совершения или совершение актов незаконного вмешательства (в том числе террористических актов) на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах АО «ФПК».

Проведение оперативно-профилактических мероприятий во взаимодействии с Главным управлением на транспорте МВД, ФСБ, Департаментом безопасности ОАО «РЖД» и региональными центрами безопасности ОАО «РЖД».

Усиление пропускного и внутриобъектового режимов на объектах АО «ФПК».

Оснащение объектов транспортной инфраструктуры АО «ФПК» инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

6. Социальные риски
6.1. Возникновение неудовлетворенности от деятельности АО «ФПК» в обществе Непопулярные меры, связанные с повышением тарифов и закрытием убыточных маршрутов, могут вызвать массовое недовольство населения. Введение государственного заказа на перевозки в дальнем следовании и адресных субсидий для обеспечения географической и ценовой доступности перевозок.
6.2. Возникновение напряжен­ности среди персонала Оптимизация ремонтных мощностей, других активов, сопровождаемая сокращением персонала, может вызвать недовольство работников.

Переподготовка и перевод сокращаемых работников на вакантные позиции в АО «ФПК» или в Холдинге.

Развитие внутреннего рынка труда в АО «ФПК» и Холдинге.

Повышение объема использования (загрузки) оптимизируемых активов посредством диверсификации деятельности.

7. Репутационные риски
Возникновение ущерба для корпоративной репутации

Возможное нарастание напряжения в информационном поле, связанное с отменой поездов и вопросами государственного субсидирования пассажирских перевозок.

Общественное давление, связанное с повышением требований клиентов к качеству и услугам, предоставляемым АО «ФПК».

Негативные оценки в случае неудовлетворительных условий проезда в поездах формирования АО «ФПК».

Усиление конкурентного давления со стороны авиационных и автомобильных перевозчиков.

Прогноз снижения показателей пассажирских перевозок вследствие объективных факторов.

Коммуникационная кампания заданной интенсивности в общественно-политических печатных СМИ, деловых и специализированных изданиях, Интернете.

Участие в отраслевых выставках и конференциях.

Проведение укрепляющих имидж мероприятий.

Генерация позитивной внешней оценки Компании в экспертном сообществе.

Мониторинг уровня лояльности потребителей к деятель­ности АО «ФПК» (инициирование и поддержание обратной связи с пассажирами).

Мониторинг негативных сообщений о Компании в информационном пространстве, при необходимости антикризисное реагирование для нивелирования негативного информационного потока.

Мониторинг деятельности конкурентов — ключевых участников рынка транспортных услуг в авиационной, автомобильной и железнодорожной сфере, обеспечение присутствия Компании в информационном поле конкурентов.

8. Производственный травматизм
Производственный травматизм Ущерб от травм и заболеваний сотрудников Компании, полученных на рабочем месте.

Соблюдение законодательства по промышленной, пожарной и экологической безопасности.

Регулярные обучение и аттестация работников, производственный контроль в области промышленной безопасности и профилактическая работа в области пожарной безопасности.

9. Финансовые риски
9.1. Валютный риск Риск роста расходов АО «ФПК» по договорам и контрактам, номинированным в иностранной валюте: договоры с иностранными контрагентами на оказание услуг по допуску поездов формирования АО «ФПК» к инфраструктуре иностранных железных дорог, контракты на разработку и поставку пассажирского состава иностранного производства, договоры на проведение расчетов с иностранными перевозчиками по проданным проездным документам. Хеджирование платежей в иностранной валюте с использованием производных финансовых инструментов, пересмотр условий договоров, номинированных в иностранной валюте.
9.2. Процентный риск Риск роста процентных ставок по привлеченным и привлекаемым заемным средствам.

Получение кредитных рейтингов ведущих международных рейтинговых агентств.

Максимальный уровень процентных ставок по привлекаемым кредитам ограничен условиями долгосрочных договоров, заключенных с банками-кредиторами по итогам открытых конкурсов. Пересмотр процентных ставок в соответствии с условиями кредитных соглашений может осуществляться только по соглашению сторон.

9.3. Риск ликвидности Риски, связанные с угрозами и возможнос­тями в области управления свободными денежными средствами Компании (риски неплатежеспособности, риски кассовых разрывов). Ежедневное планирование платежей Компании, наличие долгосрочных кредитных линий, размещение свободных денежных средств на депозиты с правом досрочного расторжения.
9.4. Кредитный риск Риски неисполнения контрагентами своих обязательств перед Компанией по заключенным контрактам/договорам.

Применение типовых условий расчетов, направленных на минимизацию авансовых платежей и предварительную оплату оказанных контрагентам услуг.

Предъявление к рисковым группам контрагентов требований о предоставлении банковских гарантий обеспечения исполнения обязательств.