EN

Основные стратегические задачи

Основные стратегические задачи определяет система стратегического управления АО «ФПК», в основе которой — механизм стратегического управления.

Деятельность Компании как национального железнодорожного пассажирского перевозчика и «лица» холдинга «РЖД» (далее — Холдинг) нацелена на удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных и качественных транспортных услугах, что предполагает высокую степень вовлеченности АО «ФПК» в решение государственных задач.

Государственные задачи с участием АО «ФПК»

Стратегией развития АО «ФПК» до 2030 года (утвержденной Советом директоров АО «ФПК» 28 июня 2012 года) в рамках эволюционного варианта развития, который выбран базовым, установлены следующие стратегические цели и контрольные параметры развития:

Объем перевозок по всей сети

  • к 2015 году — 102,2 млрд пасс.-км
  • к 2030 году — 105,0 млрд пасс.-км

Рентабельность по EBITDA

  • к 2015 году — 14,2 %
  • к 2030 году — 19,2 %

Инвестиции в развитие

  • за 2012–2015 годы — 105,7 млрд руб.
  • за 2016–2030 годы — 668,8 млрд руб.

Среднегодовой прирост выручки

  • за 2011–2015 годы — 6,3 %
  • за 2016–2030 годы — 5,4 %

Среднегодовой прирост
чистых активов

  • за 2011–2015 годы — 1,8 %
  • за 2016–2030 годы — 7,3 %

Приобретение нового подвижного состава

  • за 2012–2015 годы — 2 078 вагонов
  • за 2016–2030 годы — 14 518 вагонов

Стратегические проекты АО «ФПК»

Для достижения установленных целей стратегия АО «ФПК» предусматривает реализацию набора стратегических проектов, которые наравне с контрольными параметрами установлены в соответствии со Стратегией развития АО «ФПК» до 2030 года (утверждена советом директоров АО «ФПК» 28 июня 2012 года).

Эти стратегические проекты будут реализованы АО «ФПК» вне зависимости от сценария развития экономики с различием только в масштабе реализации проектов и требуемых ресурсах.

  • Расширение практики применения динамического ценооб­разования и программы лояльности.
  • Повышение эффективности деятельности в сфере перево­зок багажа, грузобагажа и почты.
  • Оптимизация инвестиций в подвижной состав.
  • Быстрореализуемые меры по оптимизации продуктов и услуг.
  • Оптимизация маршрутной сети и развитие мультимодальных перевозок.
  • Оптимизация продуктового предложения.
  • Развитие ключевых навыков и компетенций в ключевых функциональных областях.

Итоги выполнения стратегических задач

В 2014 году пассажирооборот, доходы от перевозок, инвестиции, приобретение вагонов и рентабельность по EBITDA отклонились от целевых значений.

Существенное влияние на ход реализации Стратегии АО «ФПК» оказали следующие факторы, негативный эффект которых сохраняется с 2013 года и влияние которых сохранится в среднесрочной перспективе:

  • снижение спроса на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании;
  • выделение не в полном объеме государственного субсидирования и отсутствие государственной поддержки инвестиционной деятельности;
  • усиление конкурентного давления со стороны авиации.

Уменьшение спроса на перевозки обусловлено снижением уровня жизни населения на фоне роста тарифов на услуги по перевозке и ухудшения параметров социально-экономического развития России.

Мобильность населения в дальнем следовании напрямую зависит от состояния национальной экономики и доходов домохозяйств и предприятий.

Особенностью 2014 года стало замедление динамики экономического роста России. Макроэкономические показатели в 2014 году вышли за пределы тех прогнозов, которые закладывались при разработке Стратегии развития АО «ФПК» до 2030 года.

Динамика показателей реализации Стратегии

Изменение макроэкономических условий функционирования АО «ФПК»

Ключевые макроэкономические показатели 2014 год
Прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации на 2013–2015 годы (от 11 мая 2012 года).Было на момент разработки Стратегии развития АО «ФПК» Данные РосстатаСтало по итогам 2014 года
Темп роста ВВП, % 3,7 0,5
Рост реальной заработной платы, % 2,6 1,3
Инфляция, % 5,2 11,4