Расходы Компании по основной деятельности за отчетный период составили 204,9 млрд руб. Экономия к 2013 году составила 1,8 %, или 3,8 млрд руб.
Большую часть расходов по перевозочной деятельности составили расчеты по использованию инфраструктуры и за аренду локомотивов — 53,6 % от общего объема (189,7 млрд руб.)
Расходы по перевозочной деятельности составили 189,7 млрд руб., к уровню предыдущего года — 97,8 % (при росте индекса потребительских цен на 7,4 %).
Затраты на оплату труда составили 28,5 млрд руб. (к уровню предыдущего года — 99,4 %). Экономия обусловлена приведением численности персонала к объемам выполняемых работ, сокращением малодеятельных багажных отделений, ликвидацией ремонтных участков вагонных депо, а также применением режима неполного рабочего времени в период падения объема перевозок.
Затраты на материалы составили 6,1 млрд руб. (к уровню предыдущего года — 101,6 %). В связи с сокращением объема работы были сокращены программы ремонта и технического обслуживания, что позволило снизить потребность в новых материалах и ремонте материалов повторного использования (колесные пары, прочие запасные части).
В целом расходы по топливно-энергетическим ресурсам составили 1,08 млрд руб. (к уровню предыдущего года — 96,0 %). Объемы потребления ТЭР снижены за счет проведения мероприятий по оптимизации потребления электроэнергии на 3 %, топливных ресурсов на 3,6 %.
Прочие материальные затраты составили 22,6 млрд руб. (к уровню предыдущего года — 93,0 %). За счет оптимизации затрат были сокращены расходы на ремонт, техническое обслуживание и подготовку в рейс подвижного состава. Также на 35,3 % были сокращены расходы на текущий ремонт зданий, сооружений и оборудования общехозяйственного и общепроизводственного назначения.
Расходы по амортизационным отчислениям составили 12,9 млрд руб. (к уровню предыдущего года — 97,5 %). Сокращение достигнуто за счет консервации 1 691 единиц объектов амортизации (в том числе вагонов и оборудования).
Прочие затраты составили 110,6 млрд руб. (к уровню предыдущего года — 98,1 %). Основная экономия в размере 3,3 млрд руб. сложилась по оплате услуг инфраструктуры за счет снижения вагонокилометровой работы поездов формирования АО «ФПК», международных поездов формирования иностранных железных дорог и железнодорожных администраций государств — участников СНГ и Балтии, проследовавших в границах инфраструктуры ОАО «РЖД».
Экономия по остальным прочим затратам в размере 0,7 млрд руб. достигнута за счет оптимизации расходов на связь, содержание ведомственной и сторожевой охраны, подготовку кадров, медицинские осмотры, командировочные расходы, а также оптимизации расходов на содержание аппарата управления.
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | |
---|---|---|---|---|
Факт | Рост к 2013, % | |||
Затраты всего | 190,0 | 194,0 | 189,7 | 97,8 |
Затраты на оплату труда | 29,5 | 28,7 | 28,5 | 99,4 |
Отчисления на социальные нужды | 7,9 | 7,8 | 7,8 | 99,7 |
Материалы | 5,9 | 6,0 | 6,1 | 101,6 |
Топливо | 0,8 | 0,79 | 0,74 | 93,9 |
Электроэнергия | 0,3 | 0,34 | 0,34 | 100,7 |
Прочие материальные затраты | 22,7 | 24,4 | 22,6 | 93,0 |
Прочие, в том числе | 109,1 | 112,8 | 110,6 | 98,1 |
оплата услуг инфраструктуры и аренда локомотивов | 99,3 | 103,0 | 101,7 | 98,7 |
Амортизация | 13,8 | 13,3 | 12,9 | 97,5 |
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | |
---|---|---|---|---|
Факт | Рост к 2013, % | |||
Расходы по перевозкам | 190,0 | 194,0 | 189,7 | 97,8 |
вагонная | 90,7 | 91,0 | 88,0 | 96,7 |
инфраструктурная | ||||
и локомотивная | 99,3 | 103,0 | 101,7 | 98,7 |
За 2014 год расходы по прочим продажам составили 15,2 млрд руб., прирост к уровню 2013 года составил 3,8 %.
Прирост обусловлен увеличением объемов предоставляемых сервисных услуг, связанным с расширением полигона их предоставления на все вагоны фирменных поездов (не участвующих в системе динамического ценообразования), подкрепленным соответствующим ростом доходов.
Фактические расходы по капитальному ремонту основных фондов в 2014 году составили 8,5 млрд руб. Снижение к уровню 2013 года составило 15,0 %.
В соответствии с антикризисными мероприятиями и в связи с существенным снижением объема перевозки расходы на капитальный ремонт основных средств были сокращены на 0,5 млрд руб. за счет следующих позиций:
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | Рост к 2013, % | Рост к 2012, % |
---|---|---|---|---|---|
Капитальный ремонт основных средств | 9,7 | 10,0 | 8,5 | 85,0 | 87,6 |
сторонними организациями | 8,9 | 8,8 | 7,4 | 84,1 | 83,1 |
вагоны | 7,5 | 8,2 | 6,9 | 84,1 | 92,0 |
здания и сооружения | 1,4 | 0,6 | 0,5 | 83,3 | 35,7 |
собственными силами (вагоны) | 0,8 | 1,2 | 1,1 | 91,7 | 137,5 |
Для обеспечения стабилизации финансовой деятельности Компании в 2014 году была разработана Антикризисная программа, сформированы проекты по основным направлениям деятельности с плановым эффектом в 14,6 млрд руб., по итогам работы эффект составил 15,3 млрд руб., что выше установленного плана на 4,3 %.
Проекты | План по основной Антикризисной программе | План по дополнительной Антикризисной программе | Всего по плану | Факт | Выполнение плана, % |
---|---|---|---|---|---|
«Движение» | 3,48 | 0,76 | 4,24 | 4,27 | 100,7 |
«Ремонт основных средств, обслуживание оборудования, топливно-энергетические ресурсы» | 0,24 | 0,13 | 0,37 | 0,41 | 110,8 |
«Персонал» | 2,76 | 0,05 | 2,81 | 2,86 | 101,6 |
«Багаж» | 0,10 | — | 0,10 | 0,00 | 0,0 |
«Ремонт подвижного состава, загрузка производственных мощностей» | 0,70 | 1,15 | 1,85 | 2,09 | 112,7 |
«Прочие мероприятия» | 3,32 | 1,94 | 5,27 | 5,64 | 107,2 |
Итого по проектам | 10,60 | 4,04 | 14,64 | 15,27 | 104,3 |
Основные итоги проектов Антикризисной программы:
Проект «Движение»
Проект «Ремонт основных средств, обслуживание оборудования, топливно-энергетические ресурсы»
Проект «Персонал»
Проект «Багаж»
Проект «Ремонт подвижного состава, загрузка производственных мощностей»
Проект «Прочие мероприятия»
В 2014 году среднесписочная численность работников на перевозках составила 65 893 чел., что ниже уровня 2013 года на 2 909 чел. (4,2 %) с учетом замещения выбывших аутстаффинговых проводников.
С июля 2014 года при обслуживании пассажирских поездов полностью сокращен аутстаффинговый персонал, годом раньше составлявший в третьем квартале 4 300 и в четвертом квартале 1 778 чел.
По профессиям, непосредственно не занятым обслуживанием пассажиров в пути следования, высвобождено 2 173 чел. (7 %).
В соответствии с антикризисными мероприятиями упразднены или перепрофилированы вагонные депо Кемерово, Ростов, Рузаевка, Абакан, Лиски с высвобождением 552 штатных единиц или 227 человек среднесписочной численности.
Со второго полугодия отчетного года численность административно-управленческого персонала была сокращена на 10 % с высвобождением среднесписочной численности по году 99 чел. (или 303 штатные единицы).
За счет внедрения электронных систем продажи проездных документов высвобождено 539 чел. (среднесписочная численность) или 646 штатных единиц билетных кассиров.
За счет упразднения неэффективных багажных отделений численность приемщиков груза и багажа сокращена на 79 чел. (среднесписочная численность) или 307 штатных единиц.
Наряду с реализацией указанных мероприятий, совершенствованием организации и нормирования труда, за счет применения режима неполного рабочего времени было сокращено 1 229 чел. (783 чел. в 2013 году).
По результатам реализации антикризисных мер расходы на оплату труда соответствовали праву на выполненный объем работы (94,1 %).