EN

Доходы

За отчетный год доходы от всех видов деятельности составили 185,6 млрд руб., что на 5,3 % ниже уровня 2013 года при общем снижении пассажирооборота на 11,6 %.

Динамика доходов по основной деятельности по элементам, млрд руб.

Показатели 2012 2013 2014 Рост к 2013, % Рост к 2012, %
Доходы по основной деятельности 183,0 196,1 185,6 94,7 101,4
доходы от пассажирских перевозок 164,1 175,4 164,2 93,7 100,1
в дерегулированном сегменте 85,6 88,5 79,3 89,6 92,6
в вагонах СВ, купе 58,0 59,5 59,4 100,0 102,5
международные перевозки 27,6 29,1 19,8 68,3 71,9
в регулируемом государством сегменте 78,5 86,8 85,0 97,8 108,2
от перевозки пассажиров 69,0 77,7 76,8 98,9 111,4
в плацкартных вагонах 66,2 75,1 73,7 98,2 111,3
в общих вагонах 2,8 2,6 3,1 120,9 113,8
от перевозки багажа, грузобагажа и почты 9,5 9,2 8,1 88,6 85,2
доходы от прочих видов деятельности 18,9 20,7 21,4 103,2 113,3
ремонт и обслуживание подвижного состава клиентов 2,3 2,4 2,3 94,5 98,6
оказание дополнительных сервисных услуг в поездах 10,4 11,6 11,6 100,0 111,7
сервисное обслуживание 1,8 2,5 3,0 119,4 164,1
пользование постельными принадлежностями в поездах 7,7 8,1 7,7 95,8 100,7
продажа чая и кондитерских изделий, печатной продукции 0,9 1,0 0,9 86,3 100,8
прочие виды бизнеса (аренда имущества, агентское вознаграждение по договорам) 6,2 6,7 7,5 111,9 121,2

Динамика доходов по видам деятельности, млрд руб.

Доходы от перевозочной деятельности

Доходы от перевозки пассажиров за 2014 год составили 164,2 млрд руб., что ниже уровня 2013 года на 6,3 %.

В дерегулированном сегменте (перевозки в вагонах СВ, купе и международные перевозки) получено доходов в сумме 79,3 млрд руб. Снижение к прошлому году составило 10,4 %.

Во внутригосударственном сообщении доходы (перевозки в вагонах СВ и купе) сохранились на уровне 2013 года благодаря проводимой в Компании маркетинговой политике и системе динамического ценообразования. Индексация тарифов в купейных вагонах на 5 % была проведена только в сентябре 2014 года. Индексация тарифов в спальных вагонах и в вагонах класса люкс в 2014 году (как и в 2013 году) не проводилась.

В 2014 году продолжалась реализация системы управления доходностью — в полигон было включено 14 новых направлений. На конец 2014 года 166 поездов АО «ФПК» находились под управлением системы, всего было охвачено 30 % перевозок дерегулированного сегмента внутригосударственного сообщения. Рост пассажирооборота в 2014 году по полигону составил 117 %. В значительной степени рост спроса связан с запуском поездов «Ласточка» на направлениях Москва — Смоленск и Москва — Нижний Новгород. Рост валовых доходных поступлений увеличился на 4 % к уровню 2013 года.

Сложная международная обстановка с февраля 2014 года повлекла резкий отток пассажиропотока как в поездах Компании (36,6 % к уровню 2013 года), так и по поездам стран СНГ и Балтии (69,9 % к уровню 2013 года), что вызвало снижение доходов по перевозке пассажиров в международном сообщении на 31,7 % к уровню прошлого года.

В регулируемом сегменте (перевозки в плацкартных и общих вагонах) доходы составили 85,0 млрд руб. Снижение на 2,2 % к прошлому году было обусловлено комбинацией сокращения пассажирооборота в данном сегменте на 3,5 % и индексации тарифов на 4,2 %.

Доходы от перевозки багажа, грузобагажа и почты составили 8,1 млрд руб. Снижение на 11,4 % к уровню 2013 года было вызвано комбинацией сокращения грузооборота багажа и грузобагажа в собственных и арендованных багажных вагонах на 20 % к прошлому году и индексации тарифа на 4,2 %.

Доходы от прочих продаж

Сфера «прочих видов деятельности» является неотъемлемой частью работы Компании, включающей в себя, в том числе услуги по ремонту и обслуживанию подвижного состава клиентов, оказание дополнительных сервисных услуг в поездах и сдачу в аренду подвижного состава.

В 2014 году доходы от прочих продаж составили 21,4 млрд руб., что на 3,2 % выше уровня 2013 года.

Доля доходов от прочих продаж составляет порядка 11,5 % от всех доходов против 10,5 % в 2013 году.

В 2014 году активно развивались такие виды услуг, как работа по агентским договорам, в том числе реализация в кассах Компании полисов добровольного страхования пассажиров. Несмотря на общий спад объемов перевозок, доходы от агентского вознаграждения выросли к уровню 2013 года на 13 %.

Одним из основных факторов развития прочих продаж в 2014 году явилось приведение к единым стандартам комплекса сервисных услуг, оказываемых пассажирам при проезде в поездах как находящихся под управлением системы динамического ценообразования, так и при проезде в купейных вагонах, вагонах класса СВ или люкс в фирменных поездах. Доходы в данном сегменте бизнеса выросли на 119,4 % к 2013 году.

Повышенная потребность сторонних клиентов в аренде подвижного состава также улучшила показатели по прочим видам деятельности: прирост доходов от сдачи в аренду увеличился на 20 % к уровню 2013 года.