За отчетный год доходы от всех видов деятельности составили 185,6 млрд руб., что на 5,3 % ниже уровня 2013 года при общем снижении пассажирооборота на 11,6 %.
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | Рост к 2013, % | Рост к 2012, % |
---|---|---|---|---|---|
Доходы по основной деятельности | 183,0 | 196,1 | 185,6 | 94,7 | 101,4 |
доходы от пассажирских перевозок | 164,1 | 175,4 | 164,2 | 93,7 | 100,1 |
в дерегулированном сегменте | 85,6 | 88,5 | 79,3 | 89,6 | 92,6 |
в вагонах СВ, купе | 58,0 | 59,5 | 59,4 | 100,0 | 102,5 |
международные перевозки | 27,6 | 29,1 | 19,8 | 68,3 | 71,9 |
в регулируемом государством сегменте | 78,5 | 86,8 | 85,0 | 97,8 | 108,2 |
от перевозки пассажиров | 69,0 | 77,7 | 76,8 | 98,9 | 111,4 |
в плацкартных вагонах | 66,2 | 75,1 | 73,7 | 98,2 | 111,3 |
в общих вагонах | 2,8 | 2,6 | 3,1 | 120,9 | 113,8 |
от перевозки багажа, грузобагажа и почты | 9,5 | 9,2 | 8,1 | 88,6 | 85,2 |
доходы от прочих видов деятельности | 18,9 | 20,7 | 21,4 | 103,2 | 113,3 |
ремонт и обслуживание подвижного состава клиентов | 2,3 | 2,4 | 2,3 | 94,5 | 98,6 |
оказание дополнительных сервисных услуг в поездах | 10,4 | 11,6 | 11,6 | 100,0 | 111,7 |
сервисное обслуживание | 1,8 | 2,5 | 3,0 | 119,4 | 164,1 |
пользование постельными принадлежностями в поездах | 7,7 | 8,1 | 7,7 | 95,8 | 100,7 |
продажа чая и кондитерских изделий, печатной продукции | 0,9 | 1,0 | 0,9 | 86,3 | 100,8 |
прочие виды бизнеса (аренда имущества, агентское вознаграждение по договорам) | 6,2 | 6,7 | 7,5 | 111,9 | 121,2 |
Доходы от перевозки пассажиров за 2014 год составили 164,2 млрд руб., что ниже уровня 2013 года на 6,3 %.
В дерегулированном сегменте (перевозки в вагонах СВ, купе и международные перевозки) получено доходов в сумме 79,3 млрд руб. Снижение к прошлому году составило 10,4 %.
Во внутригосударственном сообщении доходы (перевозки в вагонах СВ и купе) сохранились на уровне 2013 года благодаря проводимой в Компании маркетинговой политике и системе динамического ценообразования. Индексация тарифов в купейных вагонах на 5 % была проведена только в сентябре 2014 года. Индексация тарифов в спальных вагонах и в вагонах класса люкс в 2014 году (как и в 2013 году) не проводилась.
В 2014 году продолжалась реализация системы управления доходностью — в полигон было включено 14 новых направлений. На конец 2014 года 166 поездов АО «ФПК» находились под управлением системы, всего было охвачено 30 % перевозок дерегулированного сегмента внутригосударственного сообщения. Рост пассажирооборота в 2014 году по полигону составил 117 %. В значительной степени рост спроса связан с запуском поездов «Ласточка» на направлениях
Сложная международная обстановка с февраля 2014 года повлекла резкий отток пассажиропотока как в поездах Компании (36,6 % к уровню 2013 года), так и по поездам стран СНГ и Балтии (69,9 % к уровню 2013 года), что вызвало снижение доходов по перевозке пассажиров в международном сообщении на 31,7 % к уровню прошлого года.
В регулируемом сегменте (перевозки в плацкартных и общих вагонах) доходы составили 85,0 млрд руб. Снижение на 2,2 % к прошлому году было обусловлено комбинацией сокращения пассажирооборота в данном сегменте на 3,5 % и индексации тарифов на 4,2 %.
Доходы от перевозки багажа, грузобагажа и почты составили 8,1 млрд руб. Снижение на 11,4 % к уровню 2013 года было вызвано комбинацией сокращения грузооборота багажа и грузобагажа в собственных и арендованных багажных вагонах на 20 % к прошлому году и индексации тарифа на 4,2 %.
Сфера «прочих видов деятельности» является неотъемлемой частью работы Компании, включающей в себя, в том числе услуги по ремонту и обслуживанию подвижного состава клиентов, оказание дополнительных сервисных услуг в поездах и сдачу в аренду подвижного состава.
В 2014 году доходы от прочих продаж составили 21,4 млрд руб., что на 3,2 % выше уровня 2013 года.
Доля доходов от прочих продаж составляет порядка 11,5 % от всех доходов против 10,5 % в 2013 году.
В 2014 году активно развивались такие виды услуг, как работа по агентским договорам, в том числе реализация в кассах Компании полисов добровольного страхования пассажиров. Несмотря на общий спад объемов перевозок, доходы от агентского вознаграждения выросли к уровню 2013 года на 13 %.
Одним из основных факторов развития прочих продаж в 2014 году явилось приведение к единым стандартам комплекса сервисных услуг, оказываемых пассажирам при проезде в поездах как находящихся под управлением системы динамического ценообразования, так и при проезде в купейных вагонах, вагонах класса СВ или люкс в фирменных поездах. Доходы в данном сегменте бизнеса выросли на 119,4 % к 2013 году.
Повышенная потребность сторонних клиентов в аренде подвижного состава также улучшила показатели по прочим видам деятельности: прирост доходов от сдачи в аренду увеличился на 20 % к уровню 2013 года.