Рынок железнодорожных пассажирских перевозок в сообщении России со странами Дальнего Зарубежья, СНГ и Балтии с 2010 по 2013 год демонстрировал устойчивое падение на уровне 4,9 % за период. В 2014 году на фоне общего снижения потребительской активности, обусловленной макроэкономической ситуацией и политическими факторами, в особенности в отношении России и Украины, доля которой доминирует в данном сегменте рынка пассажирского транспорта, зафиксировано снижение пассажиропотока на 44 %.
В структуре рынка железнодорожного транспорта значительную долю занимает Украина — 37 %. На втором месте с большим отрывом от других стран занимает Беларусь — 28 %, затем следуют Казахстан — 10 %, Молдова — 6 % и Финляндия и Узбекистан — по 5 %. Остальные страны занимают не более 1 %.
По итогам 2014 года прирост пассажиропотока в авиационном транспорте составил 3,6 %, при этом пассажиропоток между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ увеличился на 4,5 %, между Россией и странами СНГ — снизился на 3,6 %.
Динамика рынков железнодорожного и авиационного транспорта в целом различна: межвидовая конкуренция привела к сокращению доли железнодорожного транспорта и росту доли авиации. Так, в 2014 году железнодорожный транспорт сократил объемы на 44 %, в то время как авиация увеличила пассажиропоток на 3,5 %. Данная ситуация обусловлена гибкой тарифной политикой авиаперевозчиков на фоне повышения качества услуг (обновление парка воздушных судов, развитие аэропортов) при активном продвижении (реклама в СМИ) и государственной поддержке.
Направление | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
---|---|---|---|---|
СНГ, в том числе: | 96 | 102 | 96 | 55 |
Украина | 95 | 101 | 100 | 38 |
Балтия | 95 | 99 | 106 | 79 |
Дальнее зарубежье | 118 | 107 | 108 | 79 |
Итого | 97 | 102 | 96 | 56 |
* Источники: железнодорожный транспорт — по данным отчетности ОАО «РЖД»; авиационный — данные Федерального агентства воздушного транспорта.