Риск | Описание риска | Меры по минимизации риска |
---|---|---|
1. Рыночные риски | ||
1.1. Снижение объема перевозок вследствие роста тарифов и снижения транспортной активности и покупательской способности |
Предполагаемый в Стратегии рост тарифов (цен на билеты) на уровне выше инфляции, но ниже роста реальных располагаемых доходов населения, может привести к падению объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании. Ухудшение состояния экономики: рост уровня инфляции и безработицы, снижение реальных располагаемых доходов населения может повлиять на снижения транспортной активности и покупательской способности населения. |
Введение системы долгосрочного субсидирования. Повышение качества услуг для обоснования роста стоимости и снижения оттока на воздушный транспорт. Применение динамического ценообразования. Изменение цены с учетом эластичности спроса к цене и комфорту. Применение различных маркетинговых инициатив: специальные тарифы на проезд в поездах дальнего следования внутригосударственного и международного сообщений. |
1.2. Снижение объема перевозок в международном сообщении | Обострение геополитической обстановки и усиление экономических санкций в отношении России может привести к падению объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании. | |
1.3. Изменение предпочтений пассажиров в выборе средств поездки в пользу альтернативных видов транспорта | Изменение предпочтений пассажиров в пользу воздушного транспорта (снижение стоимости проезда авиационного транспорта за счет субсидирования региональных перевозок при государственной поддержке) или автобусов (в случае снижения доходов населения) может привести к падению объема перевозок поездами АО «ФПК». |
Реализация конкурентной стратегии для удержания пассажиров и привлечения новых пассажиров с других видов транспорта. Использование инновационного подвижного состава, в том числе: • приобретение 50 единиц двухэтажных вагонов для организации курсирования двухэтажных поездов на наиболее нагруженных маршрутах, таких как • использование вагонов пассажирских спальных для международного сообщения габарита RIC модели в поездах Оптимизация расписания движения поездов, включая их ускорение. |
2. Регуляторные риски | ||
Повышение тарифов в регулируемом сегменте темпами, отличными от заложенных в Стратегии, без компенсации со стороны государства | Для повышения ценовой доступности для населения железнодорожных перевозок в дальнем следовании государство может индексировать тарифы темпами, ниже заложенных в Стратегии. | Снижения объема убыточных перевозок в случае недостаточности государственных субсидий. |
3. Инвестиционные риски | ||
3.1. Отсутствие инвестиционной составляющей в государственной поддержке на финансирование обновления подвижного состава | Парк пассажирских вагонов в значительной степени изношен, при этом собственные источники инвестиций АО «ФПК» недостаточны. Это может привести к снижению качества и сокращению объема железнодорожных перевозок. | Активная работа с исполнительными и представительными органами власти, бизнес- и экспертным сообществами по обоснованию необходимости государственной целевой поддержки для финансирования обновления подвижного состава. |
3.2. Недостижение запланированных показателей эффективности инвестиционных проектов при реализации инвестиционной программы | Несоблюдение сроков по осуществлению капитальных вложений и ввода в эксплуатацию объектов инвестиций, а также существенное изменение условий эксплуатации основного средства может привести к ухудшению ожидаемых показателей инвестиционных проектов. | Применение подходов проектного управления на всех этапах реализации инвестиционных проектов. |
4. Риски опережающего роста затрат | ||
Опережающий рост цен поставщиков и затрат на обеспечение пассажирских перевозок в дальнем следовании выше роста тарифов на перевозки | Опережающий рост цен поставщиков АО «ФПК», по сравнению с ростом тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании, создает риск снижения эффективности операционной деятельности АО «ФПК». |
Долгосрочное планирование потребности в поставках. Заключение взаимовыгодных долгосрочных контрактов с поставщиками. |
5. Технические и технологические риски | ||
5.1. Отставание технико-экономических и эксплуатационных характеристик пассажирского подвижного состава от мирового уровня | Отставание технико-экономических и эксплуатационных характеристик пассажирского подвижного состава от мирового уровня создает риск снижения конкурентоспособности АО «ФПК», отставания от требуемого темпа снижения операционных затрат. |
Разработка и реализация долгосрочной стратегии инновационного развития АО «ФПК». Создание инфраструктуры и определение источников инновационного развития АО «ФПК». Закупка современного подвижного состава, отвечающего мировому уровню. |
5.2. Недостаточный темп внедрения инноваций в перевозочный процесс | Недостаточный темп внедрения инноваций в перевозочный процесс не позволит реализовать потенциал современных технологий для повышения безопасности перевозок и качества обслуживания пассажиров. | Внедрение новых технологий и доработка существующего программного обеспечения. |
5.3. Нарушение безопасности |
Возникновение событий, связанных с нарушением правил безопасности движения. Возникновение отказов технических средств. |
Внедрение системы менеджмента безопасности движения в АО «ФПК». Анализ состояния безопасности движения, отказов технических средств. Проведение технических ревизий и проверок организации обеспечения безопасности движения. Проведение анализа работы средств неразрушающего контроля с разработкой мер по улучшению их работы. Внедрение систем контроля безопасности и связи пассажирского поезда на штабных вагонах. Проведение технических аудитов в ремонтных цехах структурных подразделений филиалов. |
5.4. Пожарная безопасность | Возникновение пожара на подвижном составе. |
Проведение проверок соблюдения требований пожарной безопасности в поездах. Модернизация пассажирских вагонов в части соблюдения требований пожарной безопасности. Оборудование объектов АО «ФПК» охранно-пожарной сигнализацией и устройствами автоматического пожаротушения. |
5.5. Экологическая безопасность | Выбросы загрязняющих веществ. |
Модернизация подвижного состава и инженерных сооружений структурных подразделений филиалов АО «ФПК». Мероприятия по экономии и охране водных ресурсов, используемых для производственных нужд. |
5.6. Инфраструктурные ограничения | Невозможность составления наиболее удобного для пассажиров графика движения поездов дальнего следования, повышения их маршрутных скоростей поездов не позволит повысить конкурентные преимущества АО «ФПК» на коротких и средних маршрутах и создаст риск ухода пассажиров на альтернативные виды транспорта. | Долгосрочное планирование развития железнодорожной инфраструктуры для пассажирского движения совместно с ОАО «РЖД». |
5.7. Угроза террористических актов | Угроза совершения или совершение актов незаконного вмешательства (в том числе террористических актов) на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах АО «ФПК». |
Проведение оперативно-профилактических мероприятий во взаимодействии с Главным управлением на транспорте МВД, ФСБ, Департаментом безопасности ОАО «РЖД» и региональными центрами безопасности ОАО «РЖД». Усиление пропускного и внутриобъектового режимов на объектах АО «ФПК». Оснащение объектов транспортной инфраструктуры АО «ФПК» инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. |
6. Социальные риски | ||
6.1. Возникновение неудовлетворенности от деятельности АО «ФПК» в обществе | Непопулярные меры, связанные с повышением тарифов и закрытием убыточных маршрутов, могут вызвать массовое недовольство населения. | Введение государственного заказа на перевозки в дальнем следовании и адресных субсидий для обеспечения географической и ценовой доступности перевозок. |
6.2. Возникновение напряженности среди персонала | Оптимизация ремонтных мощностей, других активов, сопровождаемая сокращением персонала, может вызвать недовольство работников. |
Переподготовка и перевод сокращаемых работников на вакантные позиции в АО «ФПК» или в Холдинге. Развитие внутреннего рынка труда в АО «ФПК» и Холдинге. Повышение объема использования (загрузки) оптимизируемых активов посредством диверсификации деятельности. |
7. Репутационные риски | ||
Возникновение ущерба для корпоративной репутации |
Возможное нарастание напряжения в информационном поле, связанное с отменой поездов и вопросами государственного субсидирования пассажирских перевозок. Общественное давление, связанное с повышением требований клиентов к качеству и услугам, предоставляемым АО «ФПК». Негативные оценки в случае неудовлетворительных условий проезда в поездах формирования АО «ФПК». Усиление конкурентного давления со стороны авиационных и автомобильных перевозчиков. Прогноз снижения показателей пассажирских перевозок вследствие объективных факторов. |
Коммуникационная кампания заданной интенсивности в общественно-политических печатных СМИ, деловых и специализированных изданиях, Интернете. Участие в отраслевых выставках и конференциях. Проведение укрепляющих имидж мероприятий. Генерация позитивной внешней оценки Компании в экспертном сообществе. Мониторинг уровня лояльности потребителей к деятельности АО «ФПК» (инициирование и поддержание обратной связи с пассажирами). Мониторинг негативных сообщений о Компании в информационном пространстве, при необходимости антикризисное реагирование для нивелирования негативного информационного потока. Мониторинг деятельности конкурентов — ключевых участников рынка транспортных услуг в авиационной, автомобильной и железнодорожной сфере, обеспечение присутствия Компании в информационном поле конкурентов. |
8. Производственный травматизм | ||
Производственный травматизм | Ущерб от травм и заболеваний сотрудников Компании, полученных на рабочем месте. |
Соблюдение законодательства по промышленной, пожарной и экологической безопасности. Регулярные обучение и аттестация работников, производственный контроль в области промышленной безопасности и профилактическая работа в области пожарной безопасности. |
9. Финансовые риски | ||
9.1. Валютный риск | Риск роста расходов АО «ФПК» по договорам и контрактам, номинированным в иностранной валюте: договоры с иностранными контрагентами на оказание услуг по допуску поездов формирования АО «ФПК» к инфраструктуре иностранных железных дорог, контракты на разработку и поставку пассажирского состава иностранного производства, договоры на проведение расчетов с иностранными перевозчиками по проданным проездным документам. | Хеджирование платежей в иностранной валюте с использованием производных финансовых инструментов, пересмотр условий договоров, номинированных в иностранной валюте. |
9.2. Процентный риск | Риск роста процентных ставок по привлеченным и привлекаемым заемным средствам. |
Получение кредитных рейтингов ведущих международных рейтинговых агентств. Максимальный уровень процентных ставок по привлекаемым кредитам ограничен условиями долгосрочных договоров, заключенных с банками-кредиторами по итогам открытых конкурсов. Пересмотр процентных ставок в соответствии с условиями кредитных соглашений может осуществляться только по соглашению сторон. |
9.3. Риск ликвидности | Риски, связанные с угрозами и возможностями в области управления свободными денежными средствами Компании (риски неплатежеспособности, риски кассовых разрывов). | Ежедневное планирование платежей Компании, наличие долгосрочных кредитных линий, размещение свободных денежных средств на депозиты с правом досрочного расторжения. |
9.4. Кредитный риск | Риски неисполнения контрагентами своих обязательств перед Компанией по заключенным контрактам/договорам. |
Применение типовых условий расчетов, направленных на минимизацию авансовых платежей и предварительную оплату оказанных контрагентам услуг. Предъявление к рисковым группам контрагентов требований о предоставлении банковских гарантий обеспечения исполнения обязательств. |