EN

Оптимизация маршрутной сети

Оптимизация инвестиций в подвижной состав

Размер инвестиций по сравнению с 2013 годом был сокращен на 12,5 %.

При формировании инвестиционной программы 2014 года основная доля капитальных вложений была направлена на обновление подвижного состава — 21,1 млрд руб., в том числе было приобретено 274 пассажирских вагона. При формировании программы приобретения вагонов был установлен приоритет для нового подвижного состава с целью обновления вагонов в фирменных поездах. Для этого в 2014 году было направлено 5,5 млрд руб. на обновление 146 вагонов.

Целью проекта по приобретению в 2014 году 78 вагонов габарита RIC явилось обеспечение перевозок пассажиров в международном сообщении.

Для повышения качества обслуживания пассажиров на направлениях, характеризующихся высоким пассажиропотоком, сокращения эксплуатационных расходов, направления высвободившегося подвижного состав на компенсацию выбытия вагонов по сроку службы на других направлениях реализован проект по закупке 50 двухэтажных вагонов.

Компания продолжила снижать неравномерность использования подвижного состава в течение года. Число рейсов в период летних пиковых перевозок 2014 года по сравнению с предыдущим годом было сокращено на 6 %, в период ноябрьских праздников — на 28 %.

На направлениях, характеризующихся высоким пассажиропотоком, реализован проект по закупке 50 двухэтажных вагонов

Быстрореализуемые меры по оптимизации продуктов и услуг

Пересмотр состава услуг вагонов повышенной комфортности

В части предоставления услуг в вагонах повышенной комфортности достигнуты следующие результаты:

  • прирост числа пассажиров, воспользовавшихся предоплаченными сервисными услугами, составил 37 %;
  • прирост доходов от предоставления сервисных услуг составил 32 %.

Данные показатели обусловлены тем, что фирменные поезда АО «ФПК», в состав которых ранее включались вагоны повышенной комфортности, вошли в полигон применения системы управления доходностью, для которых организована доставка рационов питания в рамках проекта «Расширение практики применения системы динамического ценообразования».

Формирование дополнительных фирменных поездов

В графике движения 2014–2015 года АО «ФПК» формирует 93 фирменных поезда, что на 4 поезда меньше, чем в начале 2014 года, доля фирменных поездов составит 18 % от общего количества поездов.

Прирост доходных поступлений от курсирования фирменных поездов к уровню прошлого года составил 1,7 %.

Замена одноэтажных вагонов купе двухэтажными

За 2014 год получены положительные операционные финансовые результаты работы двухэтажного поезда № 103/104 Москва—Адлер.

В начале 2015 года запущен двух­этажный поезд № 5/6 в сообщении Москва — Санкт-Петербург.

Компания планирует расширение полигонов обращения курсирования двух­этажных поездов, в том числе с местами для сидения. Сейчас рассматривается целесообразность курсирования таких поездов на маршрутах Москва — Казань, Самара, Санкт-Петербург — Адлер, а также в местном сообщении Адлер — Краснодар и Адлер — Ростов.

Замена плацкартных вагонов на вагоны с местами для сидения на коротких маршрутах

Рост объемов перевозок «дневными поездами» подтверждает их востребованность пассажирами. В 2014 году суммарный пассажиропоток дневных поездов составил более 6 млн чел., что составило 57 % прироста к уровню предыдущего года. Доля поездов с дневным режимом пропуска в 2014 году составила 6,5 % от общего объема (в 2013 году — 3,5 %).

Транспортное обеспечение регионов страны поездами с дневным режимом пропуска и привлечение дополнительного пассажиропотока осуществляется при условии соблюдения финансово-­экономической рентабельности введения новых маршрутов. Итогом такой работы послужил запуск в конце 2014 года Программы «Дневной экспресс», предусматривающий расширение до 30 направлений полигона дневного режима пропуска пассажирских поездов с маршрутными скоростями более 100 км/ч.

Оптимизация каналов продаж, брендинг и реклама

В 2014 году каждый четвертый проданный билет был электронным. К 2015 году Компания планирует сделать каждый третий проездной документ электронным. Прирост доли электронных проездных документов к 2013 году составил 6 %, а число собственных касс было сокращено на 9 %.

Рост информационной активности АО «ФПК» в 2014 году составил 23 % к уровню 2013 года, всего в отчетном году о Компании было опубликовано 16 087 положительных и нейтральных сообщений в СМИ.

В числе информационных партнеров АО «ФПК» — крупнейшие российские информационные агентства («Интерфакс», ТАСС, РИА «Новости»), федеральные печатные и электронные СМИ («Российская газета», «Коммерсантъ», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец»), популярные радиостанции («Русская служба новостей», «Дорожное радио», «Авторадио»), федеральные телеканалы («Россия 24», «ТВ Центр», «Москва 24» и др.).

Компания активно использует социальные сети: в 2014 году число пользователей официальных групп АО «ФПК» «Лучше поездом» в сетях Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники» выросло на 12 % (по данным ИАС «Медиалогия»).

Оптимизация маршрутной сети и развитие мультимодальных перевозок

Обеспечение ввода государственного заказа на перевозки на убыточных маршрутах

Менеджмент Компании считает, что, учитывая тенденцию снижения размера субсидий на протяжении ряда последних лет, в отчетном году была произведена оптимизация размеров движения пассажирских поездов формирования АО «ФПК», которая позволила исключить из обращения 46 пар поездов во внутригосударственном сообщении, что не оказало существенного влияния на удовлетворение спроса пассажиров. Эффект от оптимизации составил 4,2 млрд руб.

В рамках проекта по оптимизации маршрутной сети предполагается выполнение следующих работ:

  • разработка Методики оптимизации маршрутной сети и расписания движения поездов АО «ФПК», обеспечивающей повышение экономической эффективности и сокращение затрат при сохранении пассажиропотока на основе отмены и назначения новых поездов;
  • создание статического вычислительного комплекса, реализующего Методику оптимизации маршрутной сети АО «ФПК», для использования при формировании расписания движения поездов и их корректировок;
  • подготовка перечня корректировок на поданный в ОАО «РЖД» график движения поездов на 2015 год и перечня инициатив для формирования запроса на разработку графика движения пассажирских поездов 2016 года.

Ускорение движения и оптимизация расписания движения пассажирских поездов дальнего следования

Для улучшения качества обслуживания пассажиров и повышения конкурентоспособности с другими видам транспорта Компания ускоряет свои пассажирские поезда.

С вводом графика движения 2014–2015 года ускорено 364 поезда, в том числе:

  • 256 поездов — до 30 минут,
  • 51 поезд — до 1 часа,
  • 57 поездов — от 1 часа и более.

Средняя маршрутная скорость увеличена на 1 % и составила 54,1 км/ч.

Максимальное ускорение получили поезда:

  • № 360 Адлер—Калининград — на 4 ч 50 мин;
  • № 9/10 Санкт-Петербург—Архангельск — на 2 ч 24/33 мин;
  • № 360 Уфа—Нижневартовск — на 4 ч 12 мин;
  • № 84 Москва—Приобье — на 3 ч 47 мин;
  • № 147/148 Астрахань—Нижневартовск — на 2 ч 7/50 мин.

В 2015–2016 годах на направлениях Москва — Берлин и Москва — Нижний Новгород планируется организовать скоростное сообщение с использованием вагонов Talgo, приобретенных в рамках контракта, заключенного в 2011 году. При этом сокращение времени в пути составит:

  • на маршруте Москва — Берлин — 6 ч (с 24 до 18 ч);
  • на маршруте Москва — Нижний Новгород — 30 мин (с 4 до 3 ч 35 мин).

Разработка и внедрение схем организации мультимодальных перевозок

В отчетном году Компания получила первый опыт интермодальных перевозок, включающих железнодорожное, автобусное и паромное сообщение.

Мультимодальные транспортные системы с участием АО «ФПК» и развитие схем комплексного транспортного обслуживания регионов на основе новых межрегиональных сообщений являются предпосылками для создания эффективных транспортных систем.

С 1 декабря 2014 года организовано мультимодальное сообщение с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта по маршруту Валуйки — Старый Оскол — Москва, где Старый Оскол является пересадочным узлом.

Рейсы «поезд — автобус» состыкованы по времени прибытия и отправления. Время в пути при следовании от ст. Старый Оскол до ст. Валуйки составляет 3 ч 45 мин. Оформление проездных документов на поезд № 57/58 Москва — Старый Оскол и автобус Старый Оскол — Валуйки производится в билетных кассах АО «ФПК».

Помесячная динамика количества реализованных билетов свидетельствует о росте популярности данной услуги: за три месяца (с декабря 2014 по февраль 2015 года) реализовано около 4 тыс. билетов, при этом объем продаж вырос на 25 % при росте использования вместимости на 20 п. п.

Со второго квартала текущего года планируется полномасштабный запуск интермодальных маршрутов с доведением их количества к концу года до 10.

Основными критериями организации мультимодальной перевозки являются:

  • конкурентные преимущества относительно авиа- и автотранспорта (время в пути и тариф);
  • пассажироемкость направления — наличие устойчивого пассажиропотока между населенными пунктами, от которых организуется подвоз различными видами транспорта к поездам дальнего следования;
  • организация согласованного по времени подвоза различными видами транспорта к станциям пересадки на поезда дальнего следования;
  • расстояние по маршруту следования до станции пересадки на поезд дальнего следования не должно превышать 150 км;
  • возможность организации продажи единого проездного документа на различные виды транспорта в одной кассе;
  • удобное взаимное расположение автовокзала относительно железнодорожного вокзального комплекса, способствующего комфортной пересадке между железнодорожным и автомобильным транспортом.

Оптимизация продуктового предложения

АО «ФПК» продолжает работу по совершенствованию продуктовой линейки.

В целях повышения экономической эффективности перевозок в отчетном году было принято решение о пересмотре подходов к формированию продуктов Компании.

Одним из первых шагов в данном направлении стала реорганизация маркетингового блока и блока организации перевозок АО «ФПК». Был сформирован единый центр — Управление маркетинга и тарифной политики, ответственный за разработку продуктового предложения для каждого сегмента рынка.

Данные организационно-штатные изменения позволят начиная с 2015 года получить синергетический эффект и обеспечить реализацию проекта по оптимизации продуктового предложения.

Успешная реализация проекта повысит удовлетворенность пассажиров, позволит Компании вести целенаправленное стратегическое позиционирование в целевых рыночных сегментах и будет способствовать повышению рентабельности бизнеса.

Расширение портфеля продуктов и услуг

Услуга «вагон-автомобилевоз»

Сокростное сообщение поездами Patentes Talgo S.L.

Курсирование двухэтажного подвижного состава

Курсирование дневных поездов

Мультимодальные перевозки

Развитие ключевых навыков и компетенций в ключевых функциональных областях

В рамках стратегического проекта по развитию ключевых навыков и компетенций в ключевых функциональных областях реализуется проект «Разработка и внедрение корпоративной системы проектного управления и разработка целевой системы ключевых показателей эффективнос­ти АО «ФПК». Работа ведется при поддержке консалтинговой фирмы McKinsey&Company CIS.

Ожидаемые результаты работ:

  • разработка методологии корпоративной системы проектного управления (КСПУ);
  • апробация КСПУ на пилотном проекте, отбор команды для проектного управления;
  • разработка целевой системы KPI.